Немецкий военный еженедельник «Милитер-Вохенблат» напечатал в 1940 г. серию статей, посвященных организации и роли различных родов войск в 1-й мировой войне. Статьи эти представляют значительный интерес, так как они написаны на основе официальных материалов по истории первой империалистической войны, разработанных историческим отделом германского Генерального штаба.
Боевая подготовка инженерных войск в последние 10 лет перед войной, пишет генерал-майор Клингбейль, под руководством таких специалистов, как генерал-фельдмаршал Кольмар, фон-дер Гольце, генерал-полковник фон-Безелер и генерал фон-Мудра, достигла столь значительных успехов, что именно этому роду войск пришлось меньше остальных переучиваться в ходе войны.
Основой подготовки инженерных войск являлось весьма основательное обучение пехотному делу. Оно было сознательно выдвинуто на первый план, так как позволяло осуществить боевое взаимодействие инженерных войсковых подразделений с другими различными родами войск. Помимо этого, оно требовало умения координировать инженерно-технические задачи с общей тактической обстановкой и тем самым подняло инженерные части до уровня действительно боевых технических войск.
Однако, констатирует далее автор, не раз поднимавшийся вопрос о подчинении инженерных батальонов дивизиям все же не был окончательно разрешен до самой войны. Взаимодействие инженерных частей с другими родами войск ограничивалось в основном обычными осенними маневрами и проводимыми за последнее десятилетие перед войной регулярными военными играми офицеров различных родов оружия. К тому же, численный состав инженерных войск, бывших в наличии в мирное время, был абсолютно недостаточен в сравнении с объемом и быстротой осуществления сильно возросших задач современного ведения войны.
Так же, как и в 1870 г., каждый армейский корпус мирного времени располагал лишь одним батальоном инженерных войск в составе 4 рот, и соответственно этому вся германская армия имела 26 полевых инженерных батальонов. С 1908 г., помимо этого, она располагала еще 9 крепостными инженерными батальонами.
Такая организация инженерных войск привела к дрюблению батальонов мирного времени, к нарушению их организации в наиболее критический момент мобилизации. Таким образом, во время мобилизации лишь половина всех кадровых и запасных дивизий могла быть оснащена двумя инженерными ротами каждая; другая половина их вынуждена была довольствоваться лишь одной инженерной ротой.
Явный недостаток в инженерных войсках к началу войны вынудил командование покрывать потребность в них путем призыва на военную службу старших возрастов, менее работоспособных и слабее подготовленных. Крепостные инженерные батальоны, реорганизованные по объявлении мобилизации в инженерные полки, были приданы армиям для выполнения боевых заданий по строительству тяжелых вспомогательных мостов и других долговременных сооружений. Кавалерийские дивизии располагали одним конным инженерным дивизионом и кавалерийским мостовым имуществом. Кроме того, были сформированы следующие постоянные части: 14 территориальных инженерных отделений, тяжелые и легкие крепостные прожекторные взводы, 40 ландштурменных инженерных рот, а также 35 запасных батальонов.
После войны 1870—1871 гг. крупные воинские соединения были снабжены новым военно-мостовым (понтонным) имуществом, причем каждой дивизии придавался в военное время один дивизионный понтонный парк, каждому армейскому корпусу — корпусный понтонный парк.
Все эти соединения оснащались одинаковой материальной частью (цельными понтонами). За последние годы перед мировой войной было введено значительно облегченное военно-мостовое (понтонное) имущество (с допустимой нагрузкой от 3 до 4 т при обычной и до 7 т при усиленной конструкции).
Все же новое понтонное имущество не отвечало современным требованиям. Неизбежно было возрастание веса мостовых средств. Это компенсировалось тем, что наряду с тяжелым понтонным имуществом корпусов, оснащенных цельными понтонами (около 130 пог. м длины колонного моста), были введены дивизионные понтонные парки (около 35 пог. м длины колонного моста), оснащенные полупонтонами. Последние передвигались четверкой лошадей. Все же для обеспечения переправы на виду у противника эти облегченные полупонтоны были менее приспособлены, так как сборка их на воде занимала слишком много времени. При этих условиях отсутствие заранее подготовленного, быстро нагружаемого и вводимого в дело понтонного снаряжения являлось чувствительным пробелом.
После русско-японской войны 1904 — 1905 гг. у немецких крепостных инженерных войск появилось новое оружие — миномет, который играл столь значительную роль в первой мировой войне.
Применение противником защитной противоштурмовой брони для орудий и пулеметов делало эффективность этого средства расчистки пути пехоте сомнительной, тем более, что разрывное и осколочное действие бризантных гранат при подходе пехоты к атакуемому объекту принуждало к досрочному переносу огня артиллерией нападающего, что предоставляло обороняющемуся свободу действий в ближнем бою. Этим соображениям обязан своим возникновением тяжелый миномет, принятый в 1910 г. на вооружение инженерных осадных обозов крепостных инженерных батальонов и обслуживаемый командами четвертых рот крепостных инженерных батальонов. В 1913 г. последовало введение среднего миномета, предназначенного для борьбы с подобными минометами противника. Легкий же миномет, столь хорошо оправдавший себя впоследствии, в ходе первой мировой войны, все же не был, несмотря на раннее осознание его необходимости, принят на вооружение до начала войны. В инженерных войсках, в частности в крепостных инженерных батальонах, еще перед войной была введена тактика ударных частей, применяемая впоследствии с большим успехом штурмовыми батальонами германской армии.
Введенные в 1912 г. во всех инженерных батальонах прожекторные взводы в составе 60-см прожектора, перевозимого конной тягой, и 15 переносных прожекторных ламп накаливания были предназначены: первые — главным образом для противовоздушной обороны, а вторые — для освещения предполья в боях за укрепленные полевые позиции. При объявлении мобилизации они поступили в распоряжение корпусных штабов, но на самом деле постоянно придавались дивизиям.
Предвоенная военно-инженерная техника была неразвита, войска применяли старые ручные методы работы. Инженерные войска еще не были оснащены современными механизмами, как-то: деревообделочными машинами для постройки тяжелых вспомогательных мостов, буровыми машинами для ведения подземной минной войны и т. д. Снабжение инженерных войск подрывными средствами и боеприпасами для ближнего боя, шанцевым и рабочим инструментом, строительными материалами, штурмовыми и прочими средствами было ограничено узкими рамками удовлетворения насущнейших потребностей быстро протекающей маневренной войны. Таково было состояние германских инженерных войск в 1914 г.