О незащищённости от капризов макроэкономической стихии

Вот теперь, когда десятки миллионов рабочих перестали получать зарплату, а их работодатели — прибыль, только теперь цикл проявляется как всеобщее перепроизводство, включающее и потребительские блага. Однако, его предпосылкой и толчком было перенакопление и непотребление в конце фазы подъема.

Всегда и повсюду, где капиталовложения могут превышать добровольные сбережения получателей доходов либо где население может сберегать больше, чем инвестирует хозяйство, — а возможность таких дисбалансов задается наличием денег как межвременного хранилища стоимости, — во все времена и во всех местах макроэкономическая динамика однотипна. Она ведь определяется, скорее, технико-производственными, нежели социально-экономическими аспектами хозяйствования. Успешность борьбы с циклическими колебаниями зависит не только от способов воздействия на экономическую систему, но прежде всего от их эффективности. Командные методы хозяйственного управления в 30-х годах позволили в СССР поддерживать на приемлемом уровне макроэкономическое равновесие, несмотря на чудовищную норму накопления, а в США и в Европе — выкарабкаться из кризиса. Вольный рынок, напротив, продемонстрировал незащищенность буржуазных (ныне они переименованы в «цивилизованные») наций от капризов макроэкономической стихии.

С тех пор утекла целая человеческая жизнь. Наученные потрясениями Великой депрессии, «цивилизованные» овладели тонкими и эффективными инструментами монетарной и фискальной политики, обеспечивающими более или менее успешное лавирование между массовой безработицей и неконтролируемой инфляцией. В ткань частноконтрактных отношений благоденствующих нынешних экономик вживлены многочисленные датчики и протезы, стимуляторы и стабилизаторы внерыночного происхождения: законодательные запреты и давление общественного мнения; государственные финансовые изъятия здесь, дотации и субсидии там; определение на политическом уровне денежной массы, а стало быть, рыночной цены капитала и условий купли-продажи рабочей силы; целевые фонды и бесприбыльные учреждения, поддерживающие коммерчески бесполезные забавы и чудачества вроде шумерской филологии или оперы. Да мало ли чего! Все это дает возможность предупреждать катастрофические спады, поддерживать сбалансированный рост и повышать качество жизни большинства или по крайней мере многих.

Совсем иной оказалась эволюция так называемой (все еще!) «административно-командной системы». При адресно-номенклатурной манере администрирования управляющий центр должен быть связан прямо или через промежуточные инстанции с каждой из хозяйственных единиц. Многоканальность и конкретность информационных связей перемещают управленческую инициативу в промежуточные и низовые звенья. Там генерируется и фальсифицируется информация, адресуемая управляющему центру. По видимости, он может быть силен и грозен, но он исполняет волю подчиненных, не более.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
infomednews.com
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: